Алина Фаркаш: «Как рассказывать истории на 50 тысяч человек»

Это интервью родилось из вебинара, который мы однажды сделали вместе с Алиной. Я подумала, что даже если вы не были на той встрече, вам может быть интересно узнать, как собрать вокруг себя 50 тысяч подписчиков и рассказывать им истории, которые удержат их на вашей волне. Алина ответила на мои вопросы о текстах, и краткий конспект этих ответов я сегодня публикую в блоге.

 У тебя почти 50 000 подписчиков в ФБ. Как ты думаешь, почему все эти люди тебя читают, и что их притягивает в твоих историях?

— Я думаю, как раз то, что я рассказываю истории, а не просто пересказываю то, что случилось в моей жизни. Иногда люди рассказывают интересные вещи, но настолько скучно и невыносимо, что их не хочется слушать. Я не понимаю до конца, почему я рассказываю не так. Может быть потому, что моя бабушка всегда рассказывала мне множество прекрасных историй. Может быть потому, что я начала писать очень и очень рано: первая моя статья вышла, когда мне было 11 лет. Тогда больше всего я боялась, что меня никто не будет читать, потому что людям будет скучно. И я очень много лет изучала, думала, пыталась понять, как сделать так, чтобы людей захватывали мои истории, чтобы им хотелось дочитать до конца. А еще, мои истории — это отчасти сериал. Я начала писать блог, когда мне был 21 год, я только закончила университет, искала работу, любовь и все такое прочее. Сейчас мне 36, я уже дважды была замужем, родила двоих детей…

Не страшно ли тебе рассказывать про личное, и как ты чувствуешь себя, рассказывая, вытаскивая какие-то личные семейные истории на такую огромную аудиторию.

— Мне не страшно. Хотя я жила в семье, где считалось, что нельзя никому ничего рассказывать, а то мало ли что. Нельзя рассказывать подружкам о своих мальчиках, а то, не дай Бог, сглазят. Все было нельзя. Но у меня есть внутреннее ощущение, что когда ты избавляешься от секретов, ты избавляешься от страхов, скажем так.

И, конечно, я не пишу все личное. Я пишу то, что уже переработала и проработала внутренне. Например, я очень долго ничего не писала про маму или писала, какая она у меня прекрасная. Когда мне стало легко говорить о каких-то проблемах, я стала о них писать. Это уже результат не болезненной для меня истории. Это первое.

Второе: кто-то должен был уже заговорить о том, что надо лечить депрессию, это не страшно и не стыдно – болеть депрессией. Не стыдно пойти к психиатру, взять таблетки и начать лечиться. Не стыдно писать про какие-то проблемы у ребенка. По большому счету, все мы чувствуем более-менее одинаково, и когда кто-то об этом начинает говорить, остальным тоже становится легче. Поэтому мне кажется, что писать, даже писать о самых страшных историях – это нужно. Когда мы выпускаем это из себя, мы как бы овладеваем этим, мы берем это под контроль.

Ты пишешь истории, которые случались много с кем: есть огромное количество людей, которые переехали в Израиль и как-то об этом рассказывают.  При этом твою историю репатриации все обсуждают уже второй год. Как ты думаешь, почему так происходит? Почему вещи, которые происходят со всеми, в твоем исполнении дают такой огромный резонанс?

— Что-то я делаю первая или что-то я делаю первая публично, скажем так. Я помню одну историю на заре ЖЖ, когда все были молоды, никакой рекламы еще не было, пришел Утконос и предложил блогерам денег за джинсу. Тогда это была совершенно невероятная история. И все 10 топовых блогеров написали о том, что им Утконос привез продукты, в том числе и Наталья Радулова, которая была 3-й в топе и единственной девушкой. Почему-то все обсуждали именно ее: как она могла, какой позор! Более того, я также тогда  чувствовала и думала: какая стыдобища, какой кошмар, как она вообще могла на такое решиться? Но через пару лет ко мне пришел Макдональдс, я долго отказывалась, они предлагали все больше и больше денег, и тут я вспомнила Радулову. Раз она сделала это и не умерла, и даже довольно прилично написала, то, возможно, и я могу? И в этом смысле я примерно такая же Радулова, которая начинает что-то делать публично, то, что многие делали в своем уютном ЖЖ или в кругу своих друзей.

— Очень часто то, что ты делаешь вызывает яркую эмоциональную реакцию у людей. Планируешь ли ты такие вещи и считаешь ли ты, что эмоциями читателя можно и нужно управлять в тексте?

—  Не всегда. Я могу предполагать. Думаю, что люди, которые верят, что они могут управлять общественным мнением, они либо мошенники, либо очень сильно в этом заблуждаются. Вот до сих пор есть такие фотожабы, куда вставляют фигуру мужика в спортивном костюме – свидетель из Фрязино. Никто и предположить не мог, что какая-то непонятная фотография будет растиражирована миллионами фотожаб. У нас есть некоторые приемы, с помощью которых мы можем сделать текст близким, эмоциональным, вовлечь человека и тд. Но мы не можем управлять некой лавиной, которая может подняться или не подняться после текста.

— Я когда тебя читаю всегда, хочу то, о чем ты пишешь, а иногда и покупаю. Это же навык?

— Я искренне хочу поделиться. А еще среди людей есть разные психологические типы. Есть демонстративный тип, вроде меня. Вот одна участница группы «Смотрите, что нашла!» показала мне классную покупку. Но когда я спросила, почему она не запостила это в группе, она ответила, что ей и в голову это не пришло. А первое, о чем я думаю, когда вижу что-то классное: об этом нужно всем рассказать, все должны об этом знать. Это, конечно, свойство характера, и этому невозможно научиться, мне кажется. Но можно научиться рассказывать так, чтобы все этого хотели, потому что это уже техника и приемы.

— Можешь рассказать про какой-нибудь такой прием или технику?

— Любая, даже самая маленькая история всегда строится по классической схеме: завязка, кульминация, развязка. Простое перечисление фактов – это не история. Как отличить одно от другого? История должна быть о чем-то. Все истории, которые мы знаем легко пересказать. А стандартный пресс-релиз мы пересказать не можем, потому что там перечислены факты, которые ни во что не складываются.

История – это не о том, что произошло, а о том, как это произошло.

Например, у меня есть клиентка из Лондона, у которой своя фирма, помогающая детям поступать в английские школы и университеты. Она знает всю внутреннюю кухню. И она очень успешная девушка. Так вот она говорила мне: есть люди с историей, а у меня одно недоразумение вместо истории. Она была отличной девочкой, хорошо училась, и ее родители собирали деньги, чтобы после школы она полетела учиться в английский университет. Она все сделала, поступила, старательно училась и на самый сложный экзамен взяла с собой шпаргалку, потому что ей было очень страшно. Она понимала, что все родительские мечты и амбиции заточены на то, чтобы она закончила университет и поднялась, стала жить какой-то другой, недоступной им жизнью. Шпаргалку увидели, выгнали ее, на год отстранили от учебы, чтобы провести слушание и решить, оставлять ее вообще или нет. В том ВУЗе это считается страшнейшим преступлением.  Этот год она работала официанткой в кафе, врала родителям и шерстила все английские законы об образовании, пытаясь найти выход из этой ужасной ситуации. Только представьте: ее всю жизнь готовили к окончанию этого университета. И через год случилось самое ужасное: было принято решение, что после этого проступка она не может дальше учиться, и ее исключили. Но к тому моменту она уже знала, что у нее есть две недели, пока документы из университета поступят в какой-то общий реестр. И она быстро забрала свои документы и перевела их на какой-то новый открывшийся факультет. Формально она не нарушила никаких законов. С другой стороны, это хитрость. Ей уже 30, ее родители до сих пор не знают, что произошло. Она им сказала, что сама перевелась. Но за этот год она обзавелась достаточным количеством связей, знаний, денег, и с тех пор при сложных ситуациях с обучением в Англии люди к ней обращались. Сначала она консультировала друзей, потом друзей друзей, и так пошло-пошло… В результате она организовала фирму.

Она считает, что так нельзя, это какая-то неправильная история. Но фишка в том, что хорошая история всегда неправильная. Когда мы действуем как все и как обычно, мы получаем результат – как обычно и как все. И, по большому счету, это никому неинтересно. Чем эта история хороша для нее, как для человека и бизнесмена? Мы видим человека с серьезным образованием и подходом. Плюс мы видим человека, который никогда не сдается, который в абсолютно безнадежной ситуации прыгнул выше головы и придумал выход.  И мы думаем, что если мы отправим к ней своего ребенка и что-то случится, то она поможет нашему  ребенку.

Понимаете? Если мы расскажем об этой истории с точки зрения того, что произошло: ее выгнали из университета, она нашла новый. Получится довольно скучная история. Как она это сделала? Почему она это сделала? Как все это произошло? Вот то, что  делает историю.

В хорошей истории люди нарушают правила и выходят за рамки.

Если мы вспомним все классические истории,  начиная от Ромео и Джульетты, Евгения Онегина и самых современных историй, мы поймем, что все их герои нарушали правила, они выходили за рамки обычного поведения. Это очень важный момент.

И, наконец: в начале у нашего главного героя всегда есть недостаток, ему чего-то не хватает.

Всем героям историй чего-то недоставало для полного счастья в жизни. И вся история – это путь героя по преодолению себя и обстоятельств для того, чтобы восполнить эту свою недостачу. Этот путь очень важен.

—  Есть ли еще какие-то схемы рассказа историй, кроме завязка-кульминация-развязка, есть ли какие-то шаблоны или приемы, которыми ты пользуешься.

— Мы всегда должны думать о читателе, но не «как ему понравиться?», а «чем текст может быть ему полезен?». В эпоху до ФБ я  говорила авторам: «вашу статью читатель должен захотеть вырвать из журнала, заламинировать и оставить себе». Сейчас речь идет о том, чтобы читатель вашу статью захотел перепостить и показать друзьям. Если мы пишем про что-то, что не трогает, не полезно, никак не применимо к нашему читателю, он не захочет сделать перепост, он просто не увидит в этом смысла. Поэтому мы всегда думаем о какой-то дополнительной пользе, которую получает наш читатель. Важные вопросы: зачем и чему новому он научится, что интересного узнает, новый опыт, мысли, информацию получит.

 

Полностью двухчасовой эфир с Алиной Фаркаш можно приобрести здесь и, поверьте, там еще немало удивительных открытий и рекомендаций от автора увлекательных текстов, которые читает весь русскоязычный Фейсбук. Кроме того, Алина — один из авторов курса копирайтеров в Школе Контента. Присоединяйтесь к нам на курсе и учитесь у лучших!

 

Добавить комментарий