На какой главный вопрос нужно ответить предпринимателю, прежде чем писать или заказывать текст для бизнеса. Интервью с Майей Богдановой

Любой бизнес, частный проект или специалист-фрилансер строит своё продвижение на рынке с помощью текстов. И речь не только о продающих статьях, лендингах или рекламных листовках. Сегодня с нами контент-технолог Майя Богданова, и мы говорим о том, стоит ли предпринимателю писать самому для своего проекта или нужно обратиться к копирайтеру, как вообще работать с текстом, чем маркетинг поможет копирайтеру и на какой главный вопрос должен ответить предприниматель перед тем, как начать вести блог или заказывать лендинг у специалиста.

Майя, нашим читателям как авторам и владельцам своих проектов интересно, может ли предприниматель сам писать тексты для своего бизнеса?

Я считаю, что лучше самого человека о его бизнесе никто не напишет. Предприниматель — лучший евангелист, лучший глашатай своих идей. Именно он может точно донести смысл, который он вкладывает в свой продукт или услугу. Особенно в начале пути. Когда компания немножко подрастёт, часть работы можно делегировать.

А пока бизнес только развивается, пока вы строите структуру, очень важно говорить о бизнесе самостоятельно. И не только потому, что это важная часть коммуникации с клиентами, но и потому, что это инструмент самоопределения, самоидентификации. Вы себе самому помогаете понять, кто вы и чем круты.

Например, когда на курсе Школы Контента психологи делают сайт о себе — это самый сложный момент. И вот упрямая статистика: те, кто проходит этот рубеж и всё-таки публикуют сайт и говорят: «Да, я — психолог, я делаю вот что, я работаю вот как и ко мне можно приходить», — получают самые потрясающие результаты после Школы. А те, кто съезжает на этом этапе и говорят: «Ой, я опубликую потом, у меня пока не получилось», у них и дальше, скорее всего, не пойдёт.

Заявить о себе в публичном пространстве — это важный психологический рубеж, который нужно пройти каждому бизнесу.

Как вы считаете, любому бизнесу нужно текстовое продвижение?

Любому бизнесу нужно так или иначе рассказывать о себе.

Что такое текст? Письма, которые мы пишем партнёрам, — это текст. Наши выступления на конференциях — тоже текст. Наше ежедневное общение с сотрудниками и с инвесторами — текст. Мы в любом случае создаём какое-то количество текстового кода, чтобы повлиять на других людей, помочь им принять какие-то решения в отношении нас или чтобы они совершили какие-то действия для нас.

Статьи, может быть, писать нужно не каждому, для этого проще нанять копирайтера или журналиста. Но это не избавит нас от необходимости писать другие тексты.

А если говорить о блоге? Любой бизнес может завести блог? Что делать, если, например, предприниматель говорит: «Хочу блог, а о чём писать, не знаю»?

«О чём писать, не знаю» — это моя любимая тема. Обычно это значит, что у предпринимателя нет настоящего контакта с клиентами. Когда компания общается со своими клиентами, писать всегда есть про что. Другой вопрос — зачем.

Прекрасные кейсы с «Кубаньжелдормашем» и «Столовой №100». Блоги, которые все читают, которые дико интересные, смешные. И оба владельца этих блогов говорят, что их истории не про деньги. Сколько бы тысяч людей ни читали блог столовой, никто не поедет в Астрахань, чтобы пообедать. Сколько бы людей ни читали блог «Кубаньжелдормаша», они не поедут все разом покупать у них детали, которые они производят.

В первую очередь, за всем должна стоять цель и задача. Мы это делаем, чтобы что? Что мы хотим от блога? Может, я хочу личный блог? Тогда это будет личный блог предпринимателя «владельца заводов, газет, пароходов». Когда я захочу расширить свое влияние, создать ещё один бизнес или пойду искать инвесторов, этот блог и моя публичность на меня сработают.

Сначала ставится задача, под которую находится решение.  Блог на «Снобе» — это одна задача, один формат публичности, предъявление себя, интонация разговора с людьми. Блог в Фейсбуке — совершенно другая история, блог на Яндекс.Дзене — третья. Канал в Телеграме — четвёртая. Всегда нужно понимать, чего ждёт компания от публичного разговора, каких результатов.

Если предприниматель всё-таки определился, что будет вести блог или ему нужны информационные статьи, и решил нанять для этого копирайтера, то куда ему идти?

Ему надо, самое главное, избавиться от иллюзии: «Сейчас я найму волшебного человека с миелофоном. Он прочитает мои мысли и донесёт всё, что я хочу сказать, так, как я хочу сказать — ведь мы ему за это платим».

При рождении текста заказчик и копирайтер — мама и папа.  Без мамы и папы невозможно родить ребенка, вне совместной работы заказчика и копирайтера невозможно создать текст.

Каждый выполняет свою функцию в этом партнёрстве, и каждый важен.

Важно доносить свои идеи до копирайтера, разговаривать с ним, слышать его вопросы и отвечать ему.  Важно выстроить коммуникацию и быть готовым к тому, что с первого раза не получится. И это абсолютно нормально. Я не знаю ни одного копирайтера, который сдал первый черновик, и его тут же утвердили, и было хорошо. Хороший текст — это две, три, четыре итерации правок.

Где искать технически? У меня есть любимый лайфхак: если вы читаете какие-то профильные СМИ (например, кроликовод читает журнал по кролиководству, психологи читают Psychologies и так далее), то можно попробовать найти в соцсетях журналиста этого издания, который вам нравится, списаться с ним и предложить сотрудничество. Журналисты часто подрабатывают копирайтингом.

Можно пойти на биржу Главреда, но надо понимать, что, если человек прошёл курсы Ильяхова, он не становится автоматически хорошим копирайтером или редактором. Это означает лишь, что у человека есть базовое представление о современных требованиях к тексту. Причём он, возможно, это требование в текстах как-то реализует, а возможно, и нет.

Можно обратиться к выпускникам нашей Школы Контента, но и тут гарантий не дам. Мне очень понравилось, как Максим Ильяхов в последнем интервью говорит: «Ждать от выпускников каких-либо курсов, что они будут прекрасными копирайтерами, — это как ждать от человека, который один раз сходил в спортзал, шесть кубиков на прессе».

Искать нужно копирайтера, который работает в вашей среде. Я читаю Фейсбук, я смотрю, кто, как и о чём пишет. И, если мне человек нравится, я его переманиваю в свою «секту».

Например, мне был нужен иллюстратор для книжки. Я везде его искала. В итоге в группе взаимной поддержки в Фейсбуке я увидела девушку с прекрасными иллюстрациями, и я поняла, что это ровно то, что я хочу в книгу. Более того, они мне и по смыслу подходят. Я написала ей в личку, и возможно, именно она будет иллюстрировать мою книгу.

Копирайтера можно найти точно так же! Понравился вам пост в какой-то группе, как стилистически он звучит, как он структурно построен, и вы понимаете, что, несмотря на то, что человек в этом посте жалуется на жизнь, вы от текста оторваться не можете. Так пишите ему: есть шанс, что вы с ним договоритесь.

То есть это не обязательно может быть копирайтер-профессионал?

Не обязательно. Доверить кому-то быть вашим голосом — это про родство душ, ценностей, про общее поле смысла, общий контекст. С копирайтером надо совпасть. Это как замуж выйти: можно удачно, а можно — не очень.

Копирайтер и редактор чем, на ваш взгляд, отличаются? Кому нужно искать копирайтера, а кому редактора?

Я закончила «Школу редакторов» Максима Ильяхова. В его системе редактор — это такой «восьмирукий шестиног», человек, который умеет не только писать текст, но и оформлять его, верстать, умеет «кодить», может это всё собрать в сайт и так далее. Редактор предоставляет заказчику полный цикл услуг.

Заказчик к такому редактору приходит с задачей, они эту задачу обсуждают, придумывают какое-то текстовое решение для неё и дальше идут вместе до свёрстанного сайта или серии рассылок.

Я сама — редактор журнальный. В «Коммерсанте» или «Ведомостях» редактор не верстает и не кодит. Его задача — заказать текст автору, принять и довести до публикации.

Мне кажется, в поле создания текстов сейчас происходит большая терминологическая путаница. Есть вебрайтеры, копирайтеры, рерайтеры, редакторы, авторы, которые обособились и встали отдельно.

Заказчику при этом совершенно неважно, как мы называемся — ему нужно создать какое-то коммуникативное сообщение: статью, рассылку, сайт — и он заплатит тому, кто это сделает. Я либо готова это сообщение для него создать вместе с ним, либо не готова. Либо готова, но мне нужна помощь, команда и ещё какие-то дополнительные люди. Про все про это с заказчиком можно разговаривать.

Я вот, например, не готова верстать и программировать. И поэтому, если, например, ко мне приходит человек и говорит: «Мне нужен сайт», я говорю: «Не вопрос. Только я умею только контент и наполнение, ко мне бесполезно ходить за чем-то, кроме этого. У меня есть партнёры: дизайнер Вася и программист Петя. Они могут доделать тебе остальное, или, если у тебя есть свои, знакомь меня с ними.»

Насколько текст для бизнеса должен быть лишён эмоций? Возьмём тот же инфостиль…

Тут я политический оппонент Ильяхова, с которым во всем остальном я абсолютно согласна.  В текстах не может не быть эмоций. Если бы текст эмоции не передавал — вся художественная литература просто не существовала бы. Да и реклама, на самом деле, тоже. Мы же животные по сути: сначала реагируем телом и эмоциями, потом подгоняем под это разумные аргументы. Мой конёк и моя страсть — тексты эмоциональные.

Более того, я считаю, что и тексты самого Ильяхова работают на эмоциях. Его тексты продают не только за счёт фактов, пользы и рубленого синтаксиса, но и за счёт того, что он может написать «делать журнал с помощью маркетолога — дорога в ад». Что это, как не эмоции? А требование использовать в тексте факты и следить за стилистикой никак не противоречит задаче «зацепить» читателя.

Эмоция видна и работает в тексте тогда, когда в тексте есть факты, хорошая стилистика и чистый язык. А если в тексте лишние слова и сложные обороты, то она гаснет. Если плохо выстроена структура и через край бьёт навязанная оценка, «уникальный, эксклюзивный, прекрасный», то не будет никакого отклика на текст. Потому что от этих слов у человека не возникает внутри ничего: ни картинки, ни ощущений, ни желаний. Для того, чтобы создать эмоцию, надо виртуозно работать с фактами и следить за всем, о чём говорит инфостиль.

Маркетинг помогает копирайтеру или предпринимателю строить текст?

Я вообще не очень знаю, как отделить одно от другого. Где заканчивается маркетинг и начинается текст? Когда ко мне приходит заказчик и говорит: «Мне нужна рассылка или лендинг», на первом этапе я не говорю с ним про лендинг или про рассылку. Первый вопрос, который я задаю: «А зачем? Какую задачу мы будем решать с помощью рассылки или лендинга?»

Часто заказчик не понимает стратегии. Он увидел, что все сделали лендинги и работают с рассылками — и ему вроде как тоже надо. А как это реально устроено? Спрашивает ли он себя, откуда пойдёт трафик после того, как он создаст лендинг? Кто будут эти люди? Как они принимают решение? Иногда он этого не знает или ещё не думал об этом. Тогда я с ним об этом говорю и иногда предлагаю другую схему решения задачи.

Например, моя аудитория — психологи. Самая распространённая история: «Здравствуйте, Майя! Мы хотим собрать офлайновый тренинг через две недели по такой-то теме.» Тема узкая, специфичная — психологи для психологов. А вы тестировали, есть ли у вашей аудитории время, чтобы уехать на две недели? Есть ли у них столько денег?  Есть ли ваша аудитория в соцсетях или ещё где-то в интернете, чтобы её на лендинг направить? Есть ли известность у вашего бренда, чтобы вам поверили?  Они говорят: «Нет, ничего этого нет, ведь мы только начинаем.»

И тогда я советую: «Давайте тогда сначала тестировать гипотезу, разговаривать с аудиторией, формировать какую-то минимальную репутацию, а потом мы будем делать лендинг.» Нельзя же просто его сделать, отдать за этот лендинг от 15 до 30 тысяч, а потом положить его на полку и сказать: «Ой, у нас почему-то не собрался тренинг!»

Идём дальше.

Мы разобрались с задачей. Дальше я начинаю планировать структуру текста.

Что такое структура? Как дойти вместе с читателем, не потеряв его, из точки А в точку Б. Из точки «Я ничего не знаю про эти велосипеды» в точку «Ой! Чёрт! Я хочу именно этот велосипед! Где у них тут кнопка «Заказать»?!»

Работа со структурой — это работа тоже отчасти маркетинговая. Где что предложить, где на чём акцентировать внимание, как управлять вниманием читателя и как его вести через этот текст, чтобы получить именно тот эффект, который мне нужен.

Дальше я обозначаю стилистику и формулировку. Всё равно, на что я буду смотреть. Это могут быть какие-то фразы или организация текста. Об этом рассказывает не только Ильяхов, об этом отлично рассказывает Александр Левитас в книге «Больше денег от вашего бизнеса». И это тоже маркетинг.

Поэтому тут нет границ. После трёхлетнего сотрудничества с Левитасом я перешла от журналистики как таковой к копирайтингу. Именно Алекс определил для меня, что такое тексты, которые работают на компанию. И это, конечно, история про маркетинг.

Если смотреть со стороны предпринимателя, как ему понять, что перед ним годный копирайтер? Да, они должны совпасть во взглядах, ему должен понравиться стиль, но как же определить, что именно этот человек сделает ему правильный текст, попадающий в его целевую аудиторию?

Я бы посмотрела на сайт самого копирайтера, если он у него есть. Есть ли там всё то, что я хочу от текста: внятно сформулированная целевая аудитория, структура и логика расположения блоков, даже если это лендинг; та стилистика, которая меня устраивает; тот уровень логики и логических переходов, который мне нужен.

В любом случае, нужно смотреть на то, что этот человек уже создал. Если это действующий копирайтер, попросить портфолио.

При этом заказчику нужно смотреть на то, что именно ему кажется важным. Например, нам с вами кажется важным, чтобы у текста была структура. А человек выбирает себе копирайтера, который пишет красиво (что бы это ни значило). Значит, пусть он на красоту и смотрит.

Иначе мы с вами сейчас сформулируем инструкцию для предпринимателя: посмотрите, есть ли там в тексте целевая аудитория, логика, структура, использует копирайтер канцелярит или не использует и так далее. А у заказчика совершенно другие критерии хорошего текста. Ему не важно, есть ли там логика или структура, ему важно, чтобы там были красивые слова, сложные обороты, и он тогда почувствует себя экспертом, когда получит такой текст про себя. И тогда, если он всё-таки будет выбирать по нашим критериям, он выберет себе не того копирайтера.

А если смотреть с точки зрения копирайтера: как ему донести до заказчика, что сначала нужно сформулировать задачу, понять, для чего вообще ему нужны тексты?

Я со всеми разговариваю по скайпу. Именно поэтому у меня нет брифа. Ко мне приходят и говорят: «Мне нужен текст». Я отвечаю: «Отлично! Мне нужен ваш скайп и 15 минут вашего времени».

Я с человеком разговариваю, смотрю, как он реагирует на мои вопросы, насколько он конкретен, точен. Насколько то, что он рассказывает, мне интересно, насколько там есть содержание, которым можно заразить других людей. И даже при том, что я делаю какое-то входное собеседование, я не застрахована от неадекватности на сто процентов.

Заказчик может в марте прийти и сказать: «Слушай, я вот в ноябре договор подписал, деньги тебе выплатил, текст принял, а сейчас я понял, что хочу его полностью переписать! Давай ты его перепишешь!»

Ты уже этот текст закрыла и вообще не помнишь всю эту историю, а он решил, что в рамках договора может прийти спустя несколько месяцев и потребовать переписать утверждённый в ноябре текст. От такого мы, к сожалению, не застрахованы.

Но есть совершенно прекрасные заказчики, с которыми я годами работаю. Я их вообще никак не собеседовала. Например, Роман Егоров, который уже давно не только у меня тексты заказывает. Мы с ним познакомились за обедом в Таиланде и разговаривали вообще не о копирайтинге. Но вот в тот момент что-то щёлкнуло, и стало понятно, что нам вместе легко и интересно, и мы можем работать. И, действительно, с удовольствием уже много лет работаем.

Вы сказали, что смотрите на заказчика и определяете, нравится ли он вам. Это вдохновляет? Как вы считаете, должно ли быть у копирайтера вдохновение для написания текстов или всё-таки это такая же работа — с обязательствами, сроками, иногда не очень приятная?

Я не знаю, есть ли на этот вопрос однозначный ответ. Для меня есть и то, и другое. Однозначно я заказчика выбираю. И, более того, я начала зарабатывать какие-то приличные деньги копирайтингом только с того момента, когда начала выбирать заказчика.

Деньги появляются там, где появляется специализация и готовность выбирать. Где страх, боязнь упустить заказчика, желание взяться за что угодно, лишь бы было — там нет больших денег и никогда не будет.

Я выбираю людей, которые мне интересны, созвучны по ценностям, понятны, которые говорят со мной на одном языке. У меня совершенно точно есть своя целевая аудитория. Она не очень большая, но есть. Она лояльна, и мне с ними комфортно работать.

Это, возможно, необходимая составляющая того, что вы называете словом «вдохновение». Да, у меня есть драйв, есть внутреннее горение, я просыпаюсь утром, и мне интересно, что ещё мне подкинули Аня, Рома или кто-то ещё из тех ребят, с которыми я работаю. Что ещё мы будем делать? Что ещё у нас там происходит? Вчера ушла рассылка, а какие там продажи, какой open rate (открываемость писем – прим. ред.)? Вот это и есть драйв. Это такой хороший наркотик, на котором сидишь и думаешь: «Ух! Что мы придумали-то!»

При этом безусловно есть часть работы, которая называется «Сядь и фигачь». Потому что все мы живые люди, и в какой-то момент очень хочется поваляться с детьми, устроить шабат или сходить в кино. Но есть обязательства, и ты просто сажаешь попу в кресло, закрываешь дверь в кабинет и говоришь детям: «Всё, мама работает!» Неважно, есть в этот момент драйв или нет, но есть дедлайны и репутация.

Мне кажется, что важно и то, и другое.

Важно не выбирать заказчиков, которые тебе «против шерсти». Но важно и уметь принять то, что часть любой работы — это рутина. Вычитывать текст в 12-й раз скучно, но это надо делать, потому что иначе ты сдашь заказчику текст с опечатками, со стилистическими глупостями и в следующий раз не получишь заказ.

А если вы, например, после собеседования понимаете, что заказчик «не ваш», вы отправляете его к другому копирайтеру? К конкурентам отправляете?

Да, конечно!

Я вообще не верю ни в каких конкурентов. Я верю в договорённости на рынке и в то, что у каждого есть своя ниша и своя специфика.

И если я понимаю, что заказчик не мой, я с удовольствием его отравляю, например, к своим студентам. Например, я не пишу для медиков, но у меня есть Оля и Наташа, которые занимаются медицинской журналистикой. Есть технологическая специфика, в которой я ничего не понимаю, при этом у меня есть прекрасные IT-копирайтеры.

Поскольку я не только копирайтер, а ещё и тренер, то ко мне иногда приходят заказы на тренинги. И если я понимаю, что это не моя тематика, то совершенно спокойно отправляю к тому же Максиму Ильяхову, к Саше Карепиной или ещё к кому-то.

Никаких проблем я в этом не вижу: если к тебе приходит «не твой» заказ, отдай его тому человеку, которому это нужно. И человек порадуется, и в какой-то момент он тоже вспомнит про тебя и тоже кого-то пришлёт. Или даже если не пришлёт — ты просто не возьмёшь работу, которую ты не хочешь, это тоже плюс.

Про тексты я могу говорить бесконечно! А что бы вы сами хотели рассказать, посоветовать нашим читателям?

Я знаю, про что мы ещё не поговорили. Про самую любимую тему в соцсетях — сторителлинг.

Это очень перегретая тема. Их в интернет-пространстве несколько: инфостиль, личный бренд, который теперь нужен просто каждому, и сторителлинг. Кажется, что это какой-то магический инструмент, волшебная палочка, которую я сейчас достану из кармана, начну рассказывать истории, как Шахерезада, и все волшебным образом вокруг меня соберутся и будут эти истории слушать.

На самом деле, конечно, это неправда. Это так не работает. Да, действительно, мы изначально заточены на истории, весь жанр письменной коммуникации вырос на историях, которые нам рассказывали.

Но сегодня есть практически один формат историй — путь героя. Этот формат все бесконечно воспроизводят. При том, что в мировой литературе есть как минимум четыре сюжета для истории. Борхес говорит нам: есть история возвращения героя, история поиска, история о том, как герои штурмуют и защищают укреплённый город, и история самоубийства Бога. Кристофер Брукер предлагает семь сюжетов, а Аристотель целых 36.

Но все почему-то упорно воспроизводят одну историю: «Шёл-шёл, столкнулся с трудностями, потом нашёл волшебных помощников, потом победил. И вот теперь я всем расскажу, как надо правильно побеждать, приходите ко мне на тренинг!»

Поскольку этих однотипных историй очень много, то чувствительность людей к ним снизилась. Так происходит с любым стилистическим приёмом. Когда-то было страшно популярно начинать текст с вопросов, потом это перестало работать. Потому что читатель уже на этапе подводки стал понимать, что будет дальше. Потом были посты «боль — больше боли — решение». Их стало такое количество, что люди перестали их выносить и, соответственно, читать. И вот появилась мода на сторителлинг: давайте будем рассказывать про путь героя.

Любой из этих приёмов сам по себе прекрасен. Плох он становится в тот момент, когда, образно говоря, самые отсталые слои населения облачаются в джинсы. Помните, была мода на капоры или пуховики? Так вот, когда все начинают носить условный «капор», его срочно пора снимать.

А самое главное, пора перестать верить в то, что есть какая-то волшебная палочка. Есть масса способов удержать внимание читателя. Это списки, инструкции, методические рекомендации, кейсы — десятки видов, на самом деле. Но выбирать тип текста и выбирать структуру текста нужно опять-таки исходя из задачи, а не строить текст под определённый приём, который сейчас популярен и у кого-то действительно сработал, как волшебная палочка.

Мне кажется, вообще не стоит ориентироваться на какие-то тренды, а нужно искать свою фишку, пусть даже она будет выбиваться из общего строя. Взять хотя бы ту же историю со «Столовой № 100». Они не гнались за трендами — просто стали писать в блог по-своему, без привязки к продажам, больше для удовольствия.

Да, я согласна: всегда выгодно быть собой, особенно если это удачно отличается от всех остальных.

Благодарим Майю за очень глубокую беседу, за это погружение в тему текста и его значения для продвижения любого проекта. А вы сами пишете тексты для своего бизнеса или заказываете у копирайтеров? А может, вы сами копирайтер? На что вы ориентируетесь, что вам помогает говорить с вашей аудиторией, какие приёмы в текстах вы используете?

Беседовала Надежда Меркушева

 

Источник: Азконсалт — маркетинг с азов

Добавить комментарий