Вы все умеете писать тексты

Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое тексты и зачем они нам нужны. Как герой Мольера не знал о том, что всю жизнь говорил прозой, так и мы с вами не подозреваем, что нас каждый день окружают тексты. Мы пишем письма коллегам, смски друзьям, записки детям, посты в соцсетях — и все это те самые тексты, про которые вы думаете, что не умеете их писать. Так что у меня для вас есть хорошая новость #1:

 

Вы все уже умеете писать тексты

 

Так что же, курс бесполезен, расходимся, закрываем рассылку? Конечно, нет. Проблема не в том, что вы не умеете писать тексты, а в том, что вы не умеете их оценивать. Вы не понимаете, что считать удачным текстом, а что — нет. На что опираются критики, когда говорят, что вот этот текст хорош, а тот плох? Где брать критерии? Как оценить то, что получилось у вас и на что смотреть? Это напрямую зависит от того, какую задачу вы хотели решить своим текстом.


Вот смотрите. Вы хотели сообщить сыну, что нужно купить молока, вынести мусор и сделать уроки. И вы написали ему записку: «Купи молока, вынеси мусор, сделай уроки». Сын понял и значит ваш текст хорош. Но молока нет, мусор стоит, а сын режется в Денди…. Что пошло не так? Постановка цели.

На следующий день вы ставите цель иначе: «Хочу, чтобы сын купил молока, вынес мусор и сделал уроки» и ваш текст становится иным «Когда купишь молока и вынесешь мусор, позвони мне, я помогу тебе с уроками и скажу пароль от интернета (или — куда положил Денди)». Удивительное рядом: цель изменилась, текст изменился и… результат тоже изменился. Не гарантирую вам, что все получится с первого раза, но гарантирую, что регулярная практика рулит и научает вас получать искомый результат.

Давайте приведем другой пример. Скажем, вы хотите опубликовать свою статью в газете Х. Что вы делаете? Вы пишете редактору газеты Х «Уважаемый Имярек, я хотел бы опубликовать свою статью в вашей газете. Статья в приложении, пожалуйста, напишите мне, что вы думаете.» Редактор открывает ваше письмо, вздыхает и закрывает ваше письмо. Иногда он даже добирается до статьи, но, как правило, и статья оказывается не лучше…

А что будет, если вы измените цель? Теперь она будет звучать так «Я хочу опубликовать в газете Х такой текст, который принесет мне новых клиентов, а газете — новых читателей и станет началом нового партнерства». Как будет выглядеть ваше письмо редактору в этом случае? Предлагаю вам пока самостоятельно пофантазировать на эту тему (хотя в конце курса мы обязательно напишем такое письмо). А пока хорошая новость #2:

 

Лучшие тексты — это те, которые решают
поставленную перед ними задачу

 

Все. Представляете, как просто? Если текст должен продавать и он продает — совершенно неважно грамотный он или нет, красивый или нет. Главное, чтобы продавал. Если текст должен вызывать эмоциональный отклик и он его вызывает — то неважно, что он ничего не продает. Не для того его писали. Если текст должен быть виральным, то совершенно неважно, какую эмоцию он вызывает. Им делятся, его репостят, обсуждают? Отличный текст.

Задач у текстов может быть огромное множество, но я условно делю их на шесть категорий, и о каждой из них расскажу подробно:

1. Продающий. Его задача — продать продукт, услугу, идею или человека.
2. Репутационный. Помогает вызвать и закрепить у читателя правильные ассоциации с брендом или человеком.
3. Мотивирующий. Помогает вовлечь читателя в какой-то процесс, деятельность или проект.
4. Художественный. Может подарить читателю ту же эмоцию, что испытывал автор. Способствует их «встрече» в пространстве текста.
5. Вирусный. Задевает эмоциональные струны большинства, вызывает дискуссии, полемику и желание поделиться и обсудить.
6. Информационный. Доносит информацию и факты. Как правило, безэмоционален и никак не заряжен.

На этом этапе — и до какого-то момента — мы с вами вообще не будем говорить о стиле, рюшечках и украшательствах текста. Мы будем говорить только о его смысле, структуре и минимальных требованиях, которые я называю гигиеническими.

 

Что за этим стоит?

 

1. У текста всегда есть читатель. Это важно иметь в виду. Исключение составляет только дневниковая проза (и такая ее разновидность, как «письменные практики»).

2. У текста есть цель. Вы что-то до кого-то хотите донести. Что именно? Чтобы что произошло?

3. Именно эта цель и определяет структуру текста. У текста, как правило, три-четыре части (это до нас с вами еще Аристотель сказал, а мы и спорить не будем). В первой части вам нужно захватить внимание, во второй — донести информацию, в третьей — подтолкнуть читателя к выводам и, наконец, закончить текст.

4. Если у вашего текста есть понятный читатель, есть цель и есть структура — у вас уже практически есть текст.  

 

Чего же нам не хватает?

 

И тут в игру вступает еще одно важное ограничение, о котором я не могу не сказать. Огромное количество трудностей с написанием текста — это трудности не технического, а психологического характера. Когда мы на самом деле умеем писать, но не умеем «разрешить себе писать». Когда одна мысль о том, чтобы кому-то показать свой текст вызывает ужас. Когда читать вслух свой текст практически равно прогулке нагишом по центральной улице Москвы.

Наверняка, многие из вас сейчас узнали себя в последнем абзаце и радостно закивали. Мол, да-да, цель поставить могу, структуру придумать могу, а вот писать — писать не могу. Специально для вас индивидуальное задание: берете тетрадочку и каждое утро пишете «утренние страницы«. (По этой ссылке есть книжка, где подробно рассказано, что это такое, кто их придумал и как их писать).

Если не вдаваться в подробности, утренние страницы — это антитекст. Вы пишете его исключительно для себя и без всякой цели, просто выгружая все, что есть в голове. Вот увидите, после такой практики, бороться с «не могу писать» станет легче, а то и вовсе не нужно.

Я желаю вам продуктивной и вдохновляющей недели, и напоминаю, что на следующей неделе приду к вам с новыми мыслями и настоящим домашним заданием. На этой неделе поберегу вас и домашнего задания пока не будет 😉

Один коммент.

  • Анна

    Июль 14, 2017

    Спасибо,Мая! Мне нужно написать пару текстов для сайта и я все боюсь начать, не знаю, как, почему и зачем. Открыла Ваш блог специально и я знала,что Вы подскажете. Теперь я знаю,для конвоя буду писать и чего я хочу. Вдохновения Вам и радуйте нас ещё своими мыслями. Рядом с Вами растёкся, думается и достигается!

    Ответить

Добавить комментарий