Татьяна Хейн: «Легче брать интервью у людей, которых мы любим»

Татьяна Хейн  — журналист, редактор, художник, больничный клоун.  Мы познакомились, когда мне было 20 и я только открывала для себя мир глянцевых журналов, интервью со звездами и текстов о бизнесе.  На прошлой неделе она согласилась поговорить с учениками Школы Контента о том, на каких китах держится черепаха хорошего интервью. 

 

 

Как назначить интервью

 

Есть несколько типов интервьюируемых людей, и тип влияет на то, с чего начинается общение. Есть «звезды». К ним я предпочитала подходить через знакомых. А есть такие люди, которые думают, что они звезды. С ними как раз договориться очень легко, т.к. любое интервью для них это реклама.

По закону 6 рукопожатий, о ком бы ни шла речь у нас всегда есть несколько общих знакомых. Соответственно, если тебе нужна звезда, ты выходишь на общих знакомых и начинаешь доставать человека с разных сторон. Нередко, например, я выходила на звезд через фотографов. Хорошие фотографы много кого снимали и хранят полезные телефоны в своем списке контактов.

Как разговорить собеседника

 

Познакомиться с ним, рассмешить его, к примеру. Другое дело, что многие звезды на интервью ведут себя как на работе и дисциплинированно выдают тебе то, что надо. Если ты хочешь услышать что-то новое, не из привычного репертуара, просто задаешь такую тему беседы, на которую он никогда не говорил. Важно, чтобы эта тема его затронула. Наконец, каждый человек любит говорить о себе. Задайте вопрос о человеке и это поможет ему разговориться.

 

Как быть с говорливым собеседником

 

Во-первых, я пытаюсь задать вопросы и с их помощью вести разговор. Если уходит далеко — перебиваю. Но так, чтобы он не очень заметил, что я его перебиваю. Вообще перебивать — это очень плохо. Если ты интервьюер, ты должен слушать и слушать внимательно, именно ты должен быть заинтересованной стороной.

 

Как работать с текстом

 

После разговора с экспертом я расшифровала всё или просила расшифровать полностью текст своего секретаря. Дальше я брала свои вопросы, накладывала на этот текст и вынимала из этого текста ответы. Если их там не находилось, я переделывала вопросы.

 

Как подступиться к сложной теме

 

Есть темы, на которые никто никогда не писал. Никто о них не знает, кроме отдельных узких специалистов. Например, когда-то я брала самое первое интервью про ипотечное кредитование. Моя собеседница работала в Америке на рынке недвижимости, а потом вернулась в Россию и сделала так, что в России появилась ипотека. Никто в России не знал на тот момент, что это такое. И, когда я пыталась найти хоть какие-то сведения в интернете, то узнала, что это палка, которую ставят на меже и к ней привязывают лошадь. Это все. Это была вся информация по ипотеке. Тогда я пришла к ней и сказала: «У меня нет к вам вопросов. Я ничего не знаю об этом явлении. И я в том же положении, в котором 99,99 % окружающих вас людей, для которых вы создаете свой продукт. Я прошу вас об этом рассказать все, а если у меня появится вопросы, я их задам».

 

Зачем быть дураком рядом с экспертом

 

Все настоящие эксперты любят говорить о том, что они делают. Кроме того, они рады объяснить смысл того, что они делают лохам, простым читателям. Поэтому даже если я о проблеме что-то знаю, к эксперту я иду с позицией человека, который не знает ничего.

Иначе у нас с интервьюируемым будет беседа профессионалов, которую можно будет выбросить просто в корзину. Читателю она ничего не даст. Если я пришла к эсперту с позиций второго эксперта, я не получу объяснение для лоха. А я пишу для моего любимого замечательного лоха, которому интересно разобраться, что такое нейронные связи в голове, диджитал, наркотики или ещё что-нибудь. Не слова вот эти прекрасные, которые мы все знаем, а реальность. Польза.

 

Как говорить об очевидном и затертом

 

Например, через истории. Когда мне нужно было вместе с психологом рассказывать об отношениях в журнале Gala, то мы рассказывали истории. Точнее, я рассказывала истории, а психолог их комментировала. Она показывала свою экспертизу, а читатели узнавали что-то новое о привычных вещах.

Или через сказку. Когда в моем журнале о недвижимости все истории кончились, то мы взялись за легендарные сюжеты. Например, я рассказывала историю про золотую рыбку и старуху. И мы разбирали с психологом, кем был старик в этой истории, кем была старушка и кем была золотая Рыбка. Как строились их взаимоотношения вокруг боярских хором, дворцов и лачуг, и в чем была ошибка. Прекрасный комментарий, до сих пор его помню.

 

Интервью — это диалог или это «рамка для картины»

 

Интервью — конечно же, диалог в то время, когда ты его берёшь. И «рамка для картины» в момент публикации.

В разговоре я стараюсь больше слушать. Задаю вопрос, а дальше вообще не вставляю ни одного слова, дальше он рассказывает. Рассказывает, рассказывает. И в какой-то момент, ты вставляешь ещё одно слово и его речь снова течет. Ты должен про себя знать об этом человеке все, по максимуму, О самом человеке, которого ты интервьюируешь, если мы говорим об интервью эксперта, то и о теме ты должен постараться узнать заранее.

Но ты не должен при публикации выставлять в этом диалоге свою подготовку, свою эрудицию. Собственно твои знания и служат для того, чтоб ты был тактичен, чтобы ты не поставил человека в дурацкое положение или, наоборот, чтобы ты поставил в дурацкое положение, если есть такая цель. Но не для того, чтобы порисоваться в тексте.

Вас в интервью, должен быть не просто минимум, а ноль. Ваши вопросы не должны быть глупы, но это не ваши вопросы. Это вопросы вселенной, мироздания вопросы, если хотите. В интервью на выходе журналиста не должно оставаться. Вообще. Это моё убеждение. Иначе это не интервью, это другой жанр.

 

Что нужно, чтобы случилось интервью

 

Искренность, свобода, общение.

 

PS

 

Легче брать интервью у людей, которых мы любим. Легче сначала полюбить того человека, у которого вы пойдёте брать интервью. Изо всех сил стараться это сделать в первые минуты общения. Наш интерес, наша открытость к чужому мнению, к чужому разговору, они провоцируют тепло, любовь. Конечно, не надо ни кидаться на шею, ни вставать на колени. Но ты должен восхищаться тем, что он делает, тем, как он это делает. Ты должен гореть. И иногда в этом помогают вещи, которые ты про него узнаешь в процессе подготовки, а иногда нужен просто внимательный взгляд. Интервьюер должен быть очень внимательным.

 

Добавить комментарий