Реалити-шоу из ресторана. Как блог помог ресторану в Алтуфьево раскрутиться

Сегодня Галина Иевлева — создатель и руководитель Мастерской Достижения Целей. А еще несколько лет назад у нее был совсем другой бизнес. Ресторан «Стоп-Кадр» в московском районе Алтуфьево Галина открыла в двадцать пять лет, и долгое время он был на слуху у модной московской публики. Как это возможно? Как пиццерия в отдаленном районе может стать модным местом? Разбираемся вместе с Галиной.

Создатель и руководитель Мастерской Достижения Целей — Галина Иевлева

Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.
— Почему ты решила начать блог про ресторан?

— На самом деле, я вела блог до того, как открыла ресторан. Так что еще до того, как я стала писать про ресторан, меня знали, у меня были друзья и подписчики. И, мне кажется, это важно. Так что про ресторан я стала рассказывать уже знакомым со мной людям, и они были лояльны и заинтересованы. Когда появилась идея создать ресторан, я сразу решила, что буду делать это в прямом ЖЖ-эфире. Я написала, что у меня начинается новый проект, но пока не скажу, какой.
Наверное, если бы я догадалась устроить настоящее реалити-шоу: с фотографиями помещения в духе было-стало, с забавными историями про ремонт, сравнением цен на то и это — это была бы бомба, и к открытию у нас бы стояла очередь. Но тогда в блогах такого не было, и мне даже идею такую подглядеть было негде.
Тем не менее, что-то я рассказывала и люди, которые меня читали, видели, что их знакомая девочка открывает ресторан. Это было интересно. Ко мне стали приходить новые читатели, которым рассказали про онлайн историю открытия ресторана. Они тоже делились отзывами.

И в какой-то момент, после бесконечных доделок всего, я сказала: хватит, мы открываемся. Прямо сегодня. И написала об этом в ЖЖ: мы откроемся сегодня в три часа дня. Распечатала листочек с меню на А4, заламинировала, и мы открылись.

— Пост в ЖЖ сработал?

 — Да, тут же на мое сообщение пришел ответ, звучал он так: «Ща приду, заценю». Я испугалась. Думаю: кто этот человек? Это сегодня меня читают тысячи людей и я спокойно веду ФБ-эфиры, участвую в каких-то мероприятиях и привыкла встречаться с незнакомцами. А тогда это было: «Вау! какой-то человек незнакомый сказал „сейчас приду“ на мои строчки». Я очень испугалась, но ресторан мы открыли и он пришел. Посидел, поел — мне показалось, что он был очень недоволен, — и ушел.
Ресторан стоп кадр Галины Иевлевой
На самом деле, благодаря этому человеку, к нам стали приходить очень интересные гости и у меня появились полезные знакомства. Наш первый гость оказался достаточно известным сценаристом, который рассказал о нашем ресторане своим друзьям. И только через несколько лет я узнала, кому мы обязаны большим количеством гостей с щедрыми чеками. Он потом часто к нам заходил, но всегда был хмур и погружен в свой компьютер. Я думала, что ему у нас ужасно не нравится и каждый раз внутренне пугалась и старалась сделать все, чтобы его не разочаровать. И так он к нам проходил очень много лет. Я расслабилась лет, наверное, через пять после этого.

— И что потом? ЖЖ продолжал работать на приток людей в ресторан?

 — Да, постепенно люди, которые читали меня, добрались все-таки посмотреть, что же я делаю. Не сразу и не все, но они приходили, чтобы увидеть, во что превратилась история, о которой они еще вчера читали в Живом Журнале. Потом они позвали своих друзей, потом подтянулась местная аудитория и стало понятно, что мы уже вполне себе ресторан и работаем. Главное, что люди сами рассказывали о нас.

Потом я открыла сообщество в ЖЖ, посвященное ресторану. Там я стала писать новости о ресторане, новинки меню в сообществе. Люди первое время даже реагировали — мы писали про какие-то наши новости, и на эти посты была какая-то реакция, вопросы. А потом все остановилось, и я запаниковала. Я изо всех сил приглашаю всех в сообщество в ЖЖ, рассказываю, какие у нас новые блюда и какие у нас новые скидки, а никто не приходит.
«Наверное, плохие акции», — подумала я и стала придумывать еще более взрывные акции. Мы уже были готовы продавать практически себе в убыток, а никто не торопился к нам ехать. Я искала ответы на вопрос, почему, в разных местах. И, наконец, я спросила читателей: «Слушайте, я вот вам пишу, какие у нас новинки, какие у нас акции, а чего вы не комментируете, не приходите?» На что мне ответили: «А кто тебе сказал, что нам интересно, какие у тебя новинки и акции?«
Сначала я ужасно обиделась и целый день страдала, как человек, которого оскорбили. А потом я поняла, что для меня этот ресторан — вся моя жизнь, а для них — это всего-навсего ресторан. И это полностью изменило концепцию блога.

— И что ты стала писать? Продающие тексты?

— Нет, это не были продающие истории. Это были истории про мою жизнь. Иногда что-то случалось в ресторане, и тогда я писала об этом. Иногда рассказывала про семью, детей, будни. Но так как ресторана в моей жизни было много, то читатели запоминали, что эта девушка руководит рестораном.
Люди читали и рассказывали обо мне друзьям: так у меня появлялись новые подписчики. Так появились первые статьи про меня в двух журналах – Cosmo и Glamоur. В Cosmo статью делала Алина Фаркаш, и мы так с ней познакомились. Я не скажу, что эти статьи как-то повлияли на посещаемость ресторана – нет, они больше повлияли, наверное, на меня. Они показали мне, что моя история людям интересна.
Потом я вступила в популярное тогда в ЖЖ сообщество Gilrs Only. И пару раз, наверное, за все время, что я там общалась, я упомянула, что у меня есть ресторан. И это тоже принесло новых подписчиков, которым было интересно посмотреть на живого ресторатора. Кто-то из друзей приезжал в ресторан, и для них, мне кажется, это было важно: они не просто в каком-то ресторане, а у человека, которого они знают. И в итоге мы выжили в месте, где до нас закрылось множество ресторанов. Да, у нас была вкусная еда, у нас была вкусная пицца, у нас был хороший сервис, но еще у нас был вот этот кредит лояльности очень большой, с которым приходили люди.

— В какой-то момент надоедает же это все писать? Ты пыталась делегировать работу с контентом?

 — Да, постепенно я поручила сообщество ресторана сотруднику. Уже он писал о том, какие у нас новые блюда в меню, какие акции, разбирался с негативом, если он был. Сама я уже писала только про реальные истории и публиковала фотографии гостей.
Галина Иевлева
Это сейчас все так делают. Facebook и Foursquare приучили людей постить фото, но тогда мы были новаторами. Мы фотографировали гостей в ресторане и публиковали потом эти фотографии. Мы их печатали, вешали на стены – то есть, у нас на стенах висели фотографии наших же гостей, экспозиции постоянно обновлялись, а кроме того, мы их публиковали в нашем сообществе. Мы наняли профессионального фотографа, поэтому фотографии были хорошие, профессионально обработанные и людям это нравилось. Смартфонов у людей еще не было и не было такого количества фотографий, поэтому людям нравилось делиться своими удачными фото и эти фото стали нашим небольшим промо. В общем, нанять фотографа было отличной идеей.

— Потом вокруг ресторана стало складываться свое сообщество, насколько я знаю. Как тебе удалось этого добиться?

— Все как обычно. У меня была цель создать такое сообщество, и я к ней шла. Например, мы проводили фотовыставки. Любой фотограф, который снимает, мог у нас организовать свою выставку. Поэтому фотографы писали нам, привозили свои работы, мы их вешали, а человек проводил у нас открытие выставки. И у нас регулярно менялись эти выставки и через них люди тоже о нас узнавали.
По большому счету, я все время искала, что людям интересно помимо, собственно, ресторана. Потому что не еда интересна людям. Людям интересно показать себя, — и мы им давали возможность показать себя. Людям интересно поучаствовать в создании бизнеса, и я давала такую возможность, советуясь с ними в ЖЖ. Люди любят играть, поэтому какое-то время у нас проходили игры «Что? Где? Когда?».
Потом я родила ребенка, вступила в мамские сообщества и стала проводить в ресторане «Малышники». Для этого мы закрывали полностью ресторан, настилали всяких мягких ковриков, насыпали игрушки, шарики, и мамы с детьми могли себя чувствовать раскованно. У нас их никто не осуждал. Они могли кормить грудью, ходить хоть с голыми сиськами по всему ресторану — и так и делали, кстати. Дети при этом повсюду ползали, все было для них, а официанты помогали следить, чтобы дети нигде ни обо что не ударились. Для мамы, утомленной домашним бытом, это праздник: прийти, заказать еду ресторанную, поесть, заказать коктейль, но при этом чувствовать себя человеком и иметь возможность кормить ребенка грудью, общаться с такими же мамами и так далее — тогда этого не было. И к нам приезжали, и приезжали через всю Москву.

У нас был период, когда у нас все было забито на несколько месяцев вперед — все выходные дни были закрыты детскими праздниками, плюс выездные детские праздники, это стало прямо нашей фишкой. Конечно, я об этом писала, и нас знали в этом качестве.

— Но вы были не только рестораном для мам, верно?

 — У нас был период, когда мы проводили игры «Что? Где? Когда?» под брендом «ОЕОА», и тоже к нам приезжало огромное количество людей со всей Москвы. Даже команда Поташева играла в одном из турниров. Мы проводили фестиваль пива «Октябрь фест» — с немецкими нарядами, стильными пивными кружками, сосисками. На этот фестиваль мы позвали наших гостей, переодевали девушек в платья, профессиональные фотографы их снимали, а потом был какой-то конкурс, и победительница даже что-то получала.
Галина Иевлева
Но самое крутое было не в конкурсе, а в процессе. На протяжении двух недель девушки записывались на конкурс, приезжали, переодевались в эти платья, фотографировались с пивными кружками, с пивом, с какими-то неожиданными прическами с вплетенными лентами. А фотографы приезжали, чтобы потренироваться, поснимать это для портфолио… Мы устроили какую-то большую движуху в ЖЖ по этому поводу, и потом эти фотки регулярно выкладывали, а гости это все наблюдали.

В общем, это тоже было про людей. Мы не говорили: «Смотрите, какие у нас колбаски, какое у нас пиво». Мы говорили: «Смотрите, как с нами весело и что вы у нас можете пережить». И, наверное, самое главное было — что я во все это искренне верила, в эти эмоции играла, и сама переодевалась в эти платьица и фотографировалась. У меня даже одна из фоток до сих пор есть с той акции.
Когда я жила ребенком, у нас были малышники. Когда дети подросли и появились другие интересы – появилось «ОЕОА». Когда захотелось чего-то такого игриво-сексуального, у нас появился «Октябрь фест». То есть всегда работала моя вовлеченность, искренность и то, что я звала людей делать со мной то, что интересно мне. Делать кафе, когда мы его только открывали. Придумывать, как нам продвигаться, когда у нас вообще не было гостей. Беситься с детьми, когда у нас появились маленькие дети. Фоткаться в платьях с сиськами, когда мы закупили эти платья с сиськами.
Словом, я приглашала людей и они приходили. Я захотела разобраться в кофе и стала проводить встречи про кофе для обычных людей. Я рассказала им, как заказывать кофе в ресторане, чем эспрессо отличается от ристретто и как хороший эспрессо отличить от плохого. Люди по очереди заходили за барную стойку, делали этот кофе, держали рожок и про все это писали. Словом, никаких придуманных маркетинговых ходов, никаких притянутых за уши акций, — но при этом все работало.
Читайте также: