Ольга Краснова: “Никто не сможет написать что-то стоящее о том, что ему неинтересно. В том числе и о себе.”

Работать с творческими людьми сложно: то они обижаются, то они нервничают, то у них вдохновение пропадает, то они устали… Поэтому когда я создала обучающий курс для копирайтеров там довольно быстро появились коучи и формат “на ручки”. Но мало кому удавалось действительно их поддерживать так, чтобы потом был результат. Оле удалось и раз за разом мы получаем восторженные отзывы о ее работе. Именно ее позвали выпускники, когда предложили мне сделать курс “100 дней”. Что же такое волшебное Оля знает о творчестве и творческих людях? Попробуем разобраться в диалоге.

 

В тех ситуациях, когда нужно представиться,  что ты о себе говоришь?

Я говорю,  что я персональный коуч,  тренер творческих состояний. Помогаю тем,  кто работает со словом,  текстом или только мечтает об этом, стать смелее и увереннее.

 

А что о тебе  говорят другие? Что удивительного слышала или читала о себе

Говорят,  что со мной легко и приятно общаться.  Удивительного ничего не могу вспомнить.  Или про меня ещё не так много пишут 😜,  или мнение других совпадает с моим. Это правда,  что я гений общения и поддержки,  что тут поделаешь. Если вдруг я прославлюсь и стану героем сплетен,  то все равно не удивлюсь. Люди имеют право думать,  что хотят.

Как ты решилась сказать публично “вот что я делаю и вот сколько это стоит”?

Между этими двумя моментами прошло достаточно много времени. Я долго работала в компании,  штатное расписание и оклад говорили это за меня. Когда я стала консультировать самостоятельно, то сразу заговорила об этом. А назвать цену за работу было не то что страшно,  а скорее непонятно. Я с самого начала осознавала,  что я могу дать очень много,  потому что у меня талант. И я сейчас без смущения об этом говорю.

Продать высокую цену самой себе никак не получалось. Хотелось каких-то подтверждений,  результатов. В какой-то момент я просто перестала париться и работала за любые деньги.

Однажды в 2014 году я поняла,  что таксую на Бентли,  когда получила гроши за очередную мега-прокачку человека.

Мне очень помог твой курс,  где я училась продвигаться. И,  конечно,  чистый язык, который я обожаю. В мозгах что-то окончательно “щёлкнуло”,  и теперь я могу легко говорить о стоимости.

 

Как думаешь, что мешает людям говорить о себе?

Любимый вопрос. Принято думать,  что люди якобы стесняются о себе говорить,  Дескать,  ну кому это интересно, да кто я такой,  даже Нобелевскую премию не получил ни разу. Но я слышу за этим только одно  — люди не знают,  что о себе писать. Они не знакомы с этим человеком,  он не вызывает у них самих никакого интереса. Сюда же относятся и непроработанные психологические проблемы,  вследствие которых люди хотят опираться на внешнюю оценку. Отсюда и оголтелое накопительство дипломов всех мастей.

Никто не сможет написать что-то стоящее о том,  что ему неинтересно. В том числе и о себе. Вот почему моя страница на фейсбуке полна призывами идти на психотерапию,  хоть я не терапевт совсем. У нас это надо всем.

 

Нравится ли тебе писать тексты? Как ты думаешь, можно ли полюбить этот процесс?

Мне очень нравится. Хотя в школе за меня все сочинения писала старшая сестра. До тех пор, пока у нас не сменилась учительница по русскому и литературе. Она заставила нас думать,  а не списывать у Белинского. Это она сделала меня человеком. Меня не надо было заставлять думать,  мне надо было разрешить.

 

Полюбить процесс писательства можно, конечно.  Ведь что такое писать? Это на 80% думать и на 20%  —   сложить буковки. Думать умеют все. Но проблема в том, что вы не хотите писать о том,  о чем вы на самом деле думаете. А часто и не знаете,  о чем думаете на самом деле.

Как ни крути,  интересно написать можно только о том,  что есть в твоём опыте. Без стыда и заигрываний с модой. Мой рецепт: если узнаешь,  кто ты и как проявляешься в жизни,  то и писать сможешь хоть в висе вниз головой над костром.

Всем ли надо продвигаться с помощью текстов?

Продвигаться  —  первая ассоциация  — значит  “что-то продавать”. Но продавать надо кому-то. И если ты знаешь,  что твои покупатели любят читать и получать информацию в виде текста,  то выхода нет. В моем мире я не знаю,  кто может продвигаться без текстов. Даже объявление на столбе написать,  и то надо уметь.

На самом деле,  продвигаться нам приходится постоянно. Сайты знакомств хотя бы возьмем. Никому не нравятся пустые аккаунты. Все ищут интересного собеседника. А как это можно понять, если о вас ни слова не написано?

 

Слова очень много говорят о нас. И если молчать, то никто не узнает, что ты за человек. И ты рискуешь не исполнить своего предназначения. Да! Я произношу это слово на букву “п”, хоть ты его и не любишь :-). Предназначение  —  как ты можешь послужить людям. Мы же для этого все тут собрались. Служить.

Если будешь молчать о своих талантах, кому-то не достанется твоей помощи. Мой приятель-философ говорит, что молчать  —  это быть навороченным компьютером, отключенным от сети. Лежать в коробке, морально и физически устаревать. Это совсем другой процесс, намного хуже, чем изнашиваться, работая.

 

С каким запросом к тебе чаще всего приходят?

Начинаем чаще всего со страха белого листа,  прокрастинации и синдрома самозванца. Теперь добавился ещё запрос на поиск хобби,  что не может не радовать.

 

И что ты им предлагаешь?

Я предлагаю ощутить нужное творческое состояние и тренироваться быть в нем. Я знаю много приёмов,  как этого достичь. Иногда бывает достаточно просто сказать человеку,  что то,  что с ним сейчас происходит,  нормально и естественно.

Творчески устроенные люди  — это дети. У них должно быть много игрушек,  развлечений и поменьше рацио. Вот я через бирюльки и странные разговоры делаю так,  что человек изучает себя и приучается к дисциплине и труду.

 

Что мешает людям писать? К кому с этим идти?

Если человек про себя многое понимает,  ему ничего не мешает. Бывает,  что мешает окружение. Молодая мать хочет писать рассказы или ещё как-то реализовать свою творческую часть,  а семья не разделяет,  не одобряет,  порицает и как может мешает. И тогда она в печали. Это очень частый случай. Ищем способы добиться своего. Творчество  —  это же основа психического здоровья. Если его нет,  то все очень плохо. Писательство,  кстати,  самое бюджетное хобби.

 

Предъявлять себя еще и стыдно. Говорят же нам с детства “я — последняя буква в алфавите”, может в этом есть какая-то правда?

В алфавите да,  последняя. И это лишний раз напоминает о правиле риторики,  что в конце пишутся самые важные вещи.

 

У тебя есть какая-то собственная методика, откуда она и в чем там фишка?

Мне, наверно, рано еще говорить о собственной методике. Но если принять тот факт, что каждый консультант по определению имеет свою методику, и его методика  —  это он сам, то да. Мы работаем собой, своим опытом, своей интуицией. Бесконечно добавляя новые знания. Больше всего я люблю метод “чистого языка и символического моделирования”. Это психотерапевтическая история, адаптированная к коучингу группой увлеченных британских ученых.

Чистый язык придумал австралийский терапвет Дэвид Гроув. Он предположил, что клиент получает лучший результат, когда терапевт не привносит в беседу своего мнения. Таким образом, у Дэвида получился список чистых вопросов, отвечая на которые клиент сам рисовал метафорический ландшафт своего запроса. В коучинге это работает отлично, и я, в основном, стараюсь использовать этот метод.

 

Говорят, что ты умеешь придумывать крутые метафоры. Можешь научить читателей? Что надо делать?

На основе чистого языка мне пришлось придумать свой способ создания метафор в тексте. Почему пришлось? Потому что клиенты хотят не только разобраться с внутренними ограничениями и страхами, но и сделать свои тексты более живыми и образными. И не понимают, как. Хотя прочитали тысячи книг и даже прошли курсы писательства. Никто не говорит, как именно действовать, чтобы получилось интересно написать.

Люди лучше понимают язык метафор. Как объяснить то, что нельзя пощупать? Например, тот же страх изменений? В голову приходят общеизвестные сравнения — липкий ужас, ты как загнанный зверь и прочая банальщина. Я учу задавать вопросы себе, чтобы сформулировать новую необычную историю. Если кого-то пугает слово метафора, то можно назвать ее примером. То есть, получается, что  я изобрела новый способ, как научиться рассказывать на примерах. Хотя вполне может оказаться, что я изобрела велосипед :-).

Если коротко, то задача метода  —  увести свое сознание от идей, лежащих на поверхности, искать метафоры на более глубоком уровне. Сделать это можно только при помощи вопросов. Чтобы дойти до чего-то интересного, надо задавать вопросы к каждому слову из сравнения первого ряда. Например: я хочу написать про шампунь. Я думаю о нем, формулирую его основные преимущества, понимаю, чем он так хорош (то есть, что продаем). Например, он очищает волосы так хорошо, что не надо намыливать голову два раза. И тогда на что он похож? Он похож на родниковую воду. Дальше забываем, что родниковая вода  —  это какая-то устойчивая конструкция и рассматриваем каждое слово отдельно. Родниковая  —  это что за вода? Ну, она ледяная, прозрачная. А еще что про нее есть? Ну, она как будто из древности, девственная.

Дальше берем самое интересное слово из последних. Девственная  —  это что такое? Это …и т.д. Потом берем слово «вода» и так же его ассоциируем. В какой-то момент в голове щелкнет  —  вот оно! Пока я не придумала, как чисто технически определить то место, где пора остановиться :-). Уверена, что люди с фантазией смогут понять это сами. Во всяком случае, копирайтеры с твоего текущего курса отлично понимают, когда находится та самая метафора. Каждый, кто попробовал найти метафору, нашел ее.  

Что такое терапевтическая метафора?

Сама терапевтическая метафора не отличается от обычной. Терапевтическим является процесс её создания. С помощью чистых вопросов мыслительный процесс замедляется, человек видит свою проблему как бы со стороны, в виде символов. Из которых создаёт кино или метафорического ландшафт. И ему так легче принять решение, как со своей задачей поступить.

Что еще может дать читателю работа по твоей методике?

Говорят, что задавание себе простых вопросов помогает не только украсить текст, но и о себе кое-что понять. Например, когда мы делали метафору про косметические средства, клиентка поняла, что у нее много табу и предвзятого отношения к индустрии красоты. Она увидела собственные ограничения. И это опять же история про интерес к себе. Без него ничего путного не выйдет. Ведь хорошая, забористая метафора берется не с потолка, а исключительно из собственных ощущений.

 

Почему решила участвовать в организации курса “100 дней контента”?

Да я не решала. Выпускники предыдущих курсов попросили же меня позвать :-). Это для меня бронебойный повод. Если моя работа нужна людям  —  я не могу отказаться. Но если серьезно, мне нравится работать на твоих курсах, потому что всегда что-то новое происходит. Каждый курс  —  это новые задачи. Моя, не побоюсь этого слова, миссия на земле   —   популяризация психического здоровья. Я мечтаю, чтобы люди начали заниматься им всерьез. Хочу, чтобы людям стало интересно жить.

Интерес  —  единственная эмоция, которая держит человека на земле. И если я могу поддерживать людей  в развитии этого интереса, то моя мечта сбывается. Пусть и в отдельно взятом курсе :-). Когда человек учиться, у него стресс. И некоторые бросают, отказываются от своего интереса. Я  делаю все, чтобы этого не произошло. Беру на ручки.

 

Что в его идеях тебе близко и кажется важным?

Конкретно этот курс (100 дней) нравится мне индивидуальным подходом. Там ведь каждый будет заниматься своей задачей. Это непросто для всей команды. 25 человек — это 25 разных романов, драматических историй, сцен и диалогов. Это мой Голливуд.

 

Что будет для тебя самой хорошим результатом курса?

Самым лучшим, абсолютно точно, будут реализованные задачи слушателей. Если их тексты станут еще интереснее, если мне захочется делиться ими с друзьями. Моя задача поработать с каждым участником и придать ему уверенности.

 

 

Сколько времени отнимает продвижение сейчас?

Ты знаешь, я всегда мечтала избавиться от ощущения, что я работаю. Я лентяйка и дитё. Сейчас продвижение не занимает вообще никакого времени. Мне хочется что-то написать, рассказать, я беру и пишу. Не получается у меня писать для продвижения. Как ни старалась, не могу.

 

Какие результаты приносит?

Хорошие. Клиентов становится больше, они все интереснее, сложнее. Самое главное, я сама расту и развиваюсь. Наверно, это больше, чем деньги.

 

Кем восхищаешься и кого из блогеров читаешь?

Много кого читаю. Тебя, конечно же :-). Аню Зарембо, Лилю Ким, Татьяну Толстую, Джона Шемякина, Александра Цыпкина, Славу Сэ, Олега Батлука, психологов, коучей, выпускников твоих курсов читаю с особым удовольствием. Лена Росяева, например, для меня открытие прошлого года.  Я восхищаюсь текстами, где есть юмор, ум и честность. Это главные критерии.

 

Что хотела бы делать для своих проектов, а пока не делаешь?

Я хотела бы развить свой клуб “Смелость жить интересно”. Его надо хорошенько оформить, а у меня руки не доходят. Почему-то пока он для меня не совсем понятен. Хотя я знаю, что он нужен большинству людей. Смелость жить творческую жизнь  —  это, я уверена, маст хэв сегодняшнего дня. Люди привыкли жить, как надо. А как хочется, не понимают или боятся. Не знаю, может слово “смелость” само по себе пугает людей. Если кого-то пугает, им надо просто познакомиться со мной. Я очень смелая. И в то же время совсем не страшная :-).

А вот для этого мне надо выползать в прямые эфиры. И этого я тоже не делаю. Почему? Пока не описала себе, в чем для меня кайф от этого :-). Пойду, кстати, поспрашиваю себя с пристрастием.

Добавить комментарий