Леонид Кроль: «Как крокодильчик чувствую, что происходит в атмосфере»

Человек, который ушел из медицины в психологию. Создал издательство, в котором переводили западных авторов и привез их в Россию с лекциями. Начал записывать тренинги на видео, когда в России еще плохо понимали и слово «тренинг», и слово «видео».  Создал невиданное поместье в Италии с какими-то невероятными возможностями для тренингов. О нем говорят, ему завидуют и, конечно, часто не понимают.

Где он сейчас? Что делает? Чего боится и куда стремится? Поговорили о репутации, о текстах и о современном интернете с Леонидом Кролем.

О  репутации: «Из меня делают какого-то свадебного генерала от профессии»

— В тех ситуациях, когда нужно представиться, что вы сами о себе говорите?

—  Говорю — создатель Incantico, директор «Мастерской тренинга и коучинга», профессор Высшей Школы Экономики.

—  Выбираете вариант должностей и регалий?

—  Приходится учитывать фактор солидности. Не потому что хочу, просто уже не закосишь под молодого. Поэтому при всей ироничности я выбираю это, а не бизнес-тренер или  коуч. Хотя мой основный источник заработка сейчас — бизнес-тренинги.

 —  А что о вас говорят другие? Что удивительного вы слышали или читали о самом себе?

—  Среди психотерапевтов и психологов, те, кто помоложе делают из меня фетиш или свадебного генерала. У меня репутация человека, который в своё время немало сделал, а что он делает сейчас уже неизвестно.

— Вы говорите, что зарабатываете на бизнес-тренингах. Что вы делаете для поддержания репутации в этой сфере? Как о вас узнают бизнесмены, если вы даже не представляетесь как бизнес-тренер?

—  20 лет назад в Москве мы были первыми, кто начал вести тренинг для тренеров. Сегодня многие из тех, кто у нас обучался, связаны с бизнесом. Они с нами поддерживают контакты, отдают заказы. Я выступаю на публичных мероприятиях, и работа с соцсетями идет довольно активно. Ну и использую свой проверенный способ формирования репутации. Рефлексировать и писать книжки.

—  По ощущениям, для кого вы сейчас и на кого рассчитаны ваши тексты?

—  Я понимаю, что сейчас требования времени  —  это  публичный блог и тексты, как инструмент. Но, как как человек ленивый и непослушный, чаще всё-таки пишу ленивые рефлексии. Фиксирую собственные мысли.

— То есть главный читатель Леонида Кроля — это Леонид Кроль?

— Нет, ну  у меня есть читатели, с которыми идет ироническое перекликивание. Немножко такое — «ау-ау-ау, пошли вместе по грибы».

—  При этом у вас не самые простые тексты и не самые массовые идеи…

— Они, безусловно, усложненные,  я с этим работаю. Работа с редактором или райтером —  мучительный процесс. Но и он тоже полезен. Как-будто счищается многолетняя, наросшая, уже ненужная кожа.

—  Насколько при этом по вашему ощущению вы поняты или услышаны широкой аудиторией?

—  Думаю, не очень. Витиеватости сегодня никому не нужны. Стиль изменился. А мой текст попадает между невольной попыткой быть художественным и потребностью вообще выражать чувства и мысли.

—  А вы считаете, что чувства и мысли не особо востребованы сегодняшними читателями?

—  Чтобы быть востребованными,  они должны выражаться на языке эсперанто. Быть узнаваемыми. Чтобы читатель кивал головой: «дада, я это слышал», и оценивал какой-то небольшой оборот. Но при этом не ускользал из «лоханки» высказанных мыслей. Люди работают не на мысли, не на чувства, а на свою медийность в чистом виде.

—  Правильно я понимаю, что вы считаете, что сегодняшние популярные спикеры осознанно выбрали для себя: «мы работаем на медийность»?

—  Безусловно. Фраза Билла Гейтса «если вас нет в интернете, то вас нет» стала истиной для 90% пишущих. Разница лишь в том, что одни шагнули в интернет вовремя, а другие опоздали. И те, кто опоздали, они или отворачиваются от происходящего, или пытаются наверстать.

—  А вы шагнули вовремя?

—  Я опоздал.

—  Интересно, как вы это определяете – кто успел, кто опоздал?

—  Чуйка. Я как крокодильчик: по каким-то признакам чувствую атмосферу того, что происходит. К тому же,  довольно много читаю. В частности — журналистов: сравниваю стили, смотрю выступления, смотрю полемики. Например, Дудь мне скорее нравится, а Познер меня раздражает. Стараюсь видеть в тексте не смыслы, а интонации и какие-то стилевые фигуры.

О текстах: «Я склонен погрязать в черновиках»

 

— Вы довольно активны в соцсетях.  Блог приучает нас: выложил пост – немедленно прибежали люди, разговаривают…  Трудно ли с блога переключаться на книжки?

— Мне вообще не трудно писать. Но я склонен погрязать в черновиках. Мне очень легко написать пост, нетрудно его редактировать, но писать книжку мне интереснее. Особенно продуктивно  —  с хорошим редактором, райтером. Видишь свои идеи иначе, понимаешь, какие из них понятны, а какие — нет. Но нужен второй.  Моя беглость в написании книг существенно ниже, чем в ведении блога.

—  Бывает ли всё-таки, что не пишется?

—  Конечно, бывает. Ну напишешь какой-нибудь текстик попроще, а потом чуть посложнее. Я могу писать в разы больше.

—  Вы говорили в одном из интервью, что в людях много наносного. Что помогает, на ваш взгляд, убрать из текстов  наносное и оставить ключевое, стержень?

—  Думаю, смена форматов. Слушаешь баттл, интервью Дудя или читаешь какие-то тексты. Сейчас резко изменился формат и совершенно иная роль появилась у междометий, стало много элементов, которые в тексте работают как резонаторы: «ты понимаешь», «ты меня слышишь» и т.д.

—  Что читаете?

— Шишкина, Сорокина, Улицкую. Пирожки читаю регулярно. Слушаю баттлы, слушаю Быкова. Мне это занятно. Нравятся исторические книжки. Недавно прочёл Медведева и понял, что как журналист он для меня идеален. Лаконичный, острый, но сохраняющий фактологию. Для меня это идеальный баланс формы и содержания.

Получается, что есть  «мои» люди, с которыми я сверяюсь по стилю, по подаче, по работе с материалом. А вот с психологическими текстами мне трудно, для меня они наполнены стереотипами. Я вижу массу банальностей и мне скучно.

—  При этом у вас есть свой стиль и свой узнаваемый язык. Оттачивали, как-то заботились? Что-то делали для этого специально или это само сформировавшееся?

—  Это язык, на котором я веду тренинги.  Мне ясно, как это нужно делать:  лаконично, с большим количеством юмора, откровенно, слегка цепляя людей. Но это модель устного языка, а не письменного.

—  По ощущениям,  те же признаки вы привносите и в письменный язык…

—  Когда перехожу к письменному языку после тренинга, я чувствую абсолютную беспомощность. То, что в жизни моментально узнается и даёт резонанс, совпадает как гаечка с винтиком, абсолютно теряется при письме. Возникает тяжеловесность, многословие. Пытаешься описать, а оно абсолютно не поддаётся.

Мой основной прием: наложить то, что видно и слышно со стороны на то, что человек говорит при этом. Так я добиваюсь понимания с окружающими. Могу ставить задачи и их решать. Даже если задача стоит «провести формальный тренинг по жёсткой организации», я постараюсь повысить доверие людей друг к другу и только потом начну работать дальше.

Но, когда я перехожу от устного жанра к письменному,  чувствую  себя тюленем, который, вынырнув из воды, двигается по суше. Он перебирает ластами, туда-сюда ходит, но все время помнит, что ещё недавно он так ловко плавал в воде… Вот я, как тот тюлень.

—  Вы часто используете метафоры. Ваша метафоричность, для чего она?

—  В какой-то момент я просто махнул рукой и стал писать, как получается. Неприлично мало использую научные и, вообще, дискретные, номинативные конструкции. Стараюсь не обобщать, не оценивать и  не смотреть сверху. Поэтому я говорю, в основном, метафорами. Свежесть текста в том, что метафоры рождаются здесь и сейчас, и не имеют аналогов. Как только начинаю пользоваться какими-то заготовками, сразу чувствую вторичность, раздражение и поворачиваю ситуацию так, чтобы посмотреть на нее с другой стороны.

—  Как человек, сделавший научную карьеру,  научил себя писать без терминов?

—  Я всегда очень не любил официальный язык, искал малейшего повода отстроиться от него  или поиронизировать над ним.  При этом я могу показать, что знаком с условностями и соблюсти их.  Иногда оказывается, что нужен язык «эсперанто» — универсальный.  А иногда нужен просто человеческий. Я стараюсь приучить себя говорить на  человеческом и  понятном языке.

—  Какова роль шутки в том, что вы говорите и пишете?

— Много шучу над собой и это позволяет мне шутить над другими. Для меня важно повысить откровенность и повысить градус общения. А  он повышается, когда ты сам рискуешь и снимаешь пафос с себя. Тогда и другому тоже легче отказаться от привычных защит.

Стараюсь работать на пределе искренности и откровенности. Я подхожу к человеку очень близко, говорю о человеке, в модальности «может быть». Здесь удобнее оперировать шутками, ассоциациями и допущениями. Зона «сейчас скажу то, не знаю что» — это моя вода, это мой набор метафор, там мне хорошо.

—  Когда вы пишете психологические портреты участников, как они на это соглашаются? Или вы не спрашиваете?

—  Обычно, у меня в голове есть  какой-то свой образ. Я сравниваю несколько кейсов и меняю детали – возраст, количество детей, город, занятия. Несмотря на это, бывают жестокие обиды.

Однажды я обобщил трёх людей, рассказал, что с ними случается и получил гневный отклик от четвёртого человека, которого я даже в виду не имел: мол, как это я про него написал и это выболтал. Бывает такое.

Но у меня высокий уровень самоцензуры и я всегда думаю о том, чтобы не обидеть и не открыть нечто  конфиденциальное.

О человеке и человеческом «Так и живешь: сделал ошибку и учитываешь ее»

 

—  Боитесь ли сделать кому-то больно своими текстами?

—  Боюсь. Но все-таки выбираю говорить.  Не так страшно, когда человек плачет или когда он от тебя отшатывется. Острые чувства не страшны. Нельзя только вызывать их просто ради чувств. Но поглаживания и уколы должны перемежать друг друга. Заглаживать нельзя. Это гораздо вреднее, чем только колоть, или спрашивать, о том, что не слишком приятно.

—  Чего никогда не сделаете ни на группе, ни в тексте?

—  Я позволяю себе жёсткость, когда вижу её точность. Это укол. Мне не интересны прикосновения плоской частью стамески. Там где больно “делаю анестезию” — шучу, рассказываю историю, делюсь своим случаем. Точно не делаю человека более одиноким, более несчастным.

Разве, что на какой-то момент.  Моя бабушка говорила: «я смелый, ты смелый, идём вместе». Я даю руку и сопровождаю.  Не бросаю в надежде, что он побьётся головой об стенку и станет здоров.

—  Как человеку известному, за которым следят, читают и комментируют, жить с пониманием того, что все его ошибки на виду?

—  Ну как: вот сделал ошибку и учитываешь её. Допустим, мне в 55-й раз сказали, что я не так отношусь к равенству женщин и позволил себе поиронизировать на тему якобы-харрасмента.  Я или отмалчиваюсь, или всё-таки точнее объясняю свою позицию.

—  Чего для своей известности не делаете, а хочется?

—  Я всю жизнь мечтаю, чтобы у меня был продюсер, который бы мне сказал – делай так, делай этак.

—  А вы будете слушаться?

—  А я и слушаюсь.  Но ждать продюссера непродуктивно. Поэтому я и сам продюссировал стартапы. Довольно успешно. Мне нравится, когда возникает новое, нравится энергия денег.

Не хватает партнёров. Чутьё сохранилось,  а энергии маловато.  Главный мой проект —  это, конечно,  Incantico, туда вложено много сил, ума, и денег. Но я пока не понимаю, взлетит ли он  так, как мне бы хотелось.

—  Знаком ли вам синдром самозванца? В смысле из вашего опыта, а не как понятие, разумеется.

—  Знаком. Я самозванец, который сперва закричал «я есть, я буду» и уже в дороге набрал того, что ему не хватало. Я всегда начинал с того, чего никто не делал. Первые книги стоили 50 центов, а тираж уходил за три месяца.  Я записывал тренинги на видео и это было впервые. Такая же история была с иностранными тренерами. Мне лучше удается то, что не имеет аналогов.

—  Как вы себя ощущаете, когда начинаете делать то, что ещё никто не делал?

—  Я думаю, дело в чутье. В чутье, любопытстве. И в некотором сочетании наглости и ощущении, что не боги горшки обжигают. У меня большая опора на внутреннюю чуйку, внутреннюю уверенность.

—  Что планируете развивать и с чем прощаться?

—  Есть несколько проектов, в которых я участвую только как эксперт. Они идут по какому-то своему завершающему кругу. А вот  Incantico  мне кажется очень инновационным проектом и я очень хочу его развивать.

БЛИЦ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ ФЕЙСБУКА

—  Как быстро на земле русской прирастить и приумножить потребность в коучинге?

—  На мой взгляд, это уже происходит.  Но рынок услуг коучинга очень мал и очень… мистифицирован, что ли. Большой рынок  —  это обучение коучингу. Поэтому часть людей, которые обучились коучингу, они, естественно, тоже плодят учеников. Думаю, так и будет развиваться этот рынок.

Коучинг  —  это посоветоваться, обсудить с умным человеком, найти себе «еврея при губернаторе». Сегодня реальное обращение за коучингом ничтожно мало, как мне кажется. Но само обучение коучингу вселяет надежду на лучшее. Коучинг занял место, которое когда-то занимало НЛП.

—  Есть ли такое понятие как «коучинг по-русски», если да, то в чём его соль?

—  Я думаю, что это фикция. Потому что, ну это… есть ли русский чайник? Да, русский чайник —  это самовар. Но если копнуть, окажется, что самовар не только в России был. Мне кажется, что сама история российской психотерапии, русского коучинга или российского слона  —  это неудачный пиар-ход.

—  Разница поколения, о которой сейчас  так много говорят, это обычная ситуация “отцы-дети” или есть другое более существенное отличие?

—  Мне кажется, что изменения очень значительны. Например, язык 25-летних и 20-летних в гораздо большей мере, чем наш, построен на междометиях и на такой обрывистой форме. Это даже не устный язык, как он в своё время описывался. А это такой язык эмоционально-понятийный с резким сокращением форм. Понимать его интересно, при этом он приглашает говорить очень коротко. Мне это немножко легче, потому что я и так стараюсь говорить коротко. Именно говорить, а не писать.

Вторая вещь – очень разное отношение к близости и к сексу. Для  молодых людей это теперь гораздо меньшая ценность,  они на секс смотрят гораздо более поверхностно. С сексом  в их реальности конкурируют  вещи развлекательные скорее. Думаю, что существует и множество других различий.

Добавить комментарий