Как правильно рассказывать истории?

Давайте поговорим с вами о сторителлинге. А точнее о том, как поставить его инструменты на службу вашему бизнесу. И начнем издалека: аж от времен, когда по земле ходили динозавры, а наши предки собирались вокруг огня и рассказывали друг другу первые истории…

Зачем рассказывать истории

У каждой истории всегда есть своя цель, своя задача. Когда появились первые истории, первые наскальные рассказки, какие у них были задачи? Предостеречь – рассказать «сюда не ходи, динозавр, башка упадет!», поделиться эмоциями – что-то поймал, что-то съел, что-то случилось, что-то добыл. Или, наоборот, усыпить, или развлечь. И в этом смысле к сегодняшнему дню задачи историй не сильно изменились.

Когда мы с вами занимаемся сторителлингом в социальных сетях, на сайтах, в СМИ или где-то еще, у нас тоже есть задача. Мы хотим, чтобы наш читатель что-то сделал. Например, захотел с нами разговаривать дальше, заинтересовался и позвонил вам. Или поверил в то, что вы эксперт в той или иной теме и задал вам какой-то вопрос. Или включился в дискуссию и таким образом ваш текст поднялся бы в ленте и набрал бОльшую популярность. Как мы видим, целей и задач может быть множество, и многое зависит от того, для чего вы пишете текст.

Почему истории сложно рассказывать

Когда я предлагаю клиенту рассказать историю о компании, чаще всего он погружается в ступор. Вылезает множество страхов. Показаться банальным. Обнаружить свою некомпетентность. Не донести свою экспертизу.

Говорит участница моего вебинара по сторителлингу «мне кажется, что говоря одно и то же, я уже набила оскомину. Хочется более интересно это делать…»

Нам всем хочется делать лучше, а в итоге —мы не делаем вообще никак. И читатель получает очередной рассказ о «молодой перспективной компании специалистов» вместо интересной истории. Поэтому одна из важных частей работы —это решиться, и все-таки рассказать клиентам вашу историю.

Как справиться с этой сложностью

Вы пишете тексты собой. Нет никакого другого ресурса у вас, чтобы создавать ваши тексты. И, если вы не будете себя поддерживать, если не будете поддерживать в себе вот это горение, вот это удовольствие от писания текста, вот этот кайф, вот это ощущение «я – молодец!», вы не будете их писать, сколько бы методик вы не освоили и сколько бы я тут ни распиналась про то, как делать правильно. Ключевое, что вы должны делать – вы должны правда себя очень-очень обнимать ручками, и поддерживать, и лелеять, и благодарить за то, что вы это делаете.

Как устроено большинство историй

В основе большинства историй лежит путь героя. Про это очень любит рассказывать сценарист Александр Молчанов, у него можно про это почитать. И этот прием организации текста любят использовать все коучи и тренеры, те, кто продает собственную экспертизу. Такое вот «было так-то, стало так-то», было плохо – стало хорошо, было на кухне в пятиэтажке – а стало море, пальмы, собственный бизнес, успех, счастье, белые лошади, принцы, косы до попы.

Но есть нюанс. Вообще не важно, как написаны эти тексты. Вообще не важно, что происходило с людьми там, внутри этих текстов. Важно, что этих текстов стало слишком много. Из-за того, что это стало модным, из-за того, что эти истории «победы над..» рассказало огромное количество людей, они перестали вызывать доверие.

Почему такие истории больше не работают

С ними произошло то, что происходит всегда с чем-то слишком растиражированным. Когда в 1990-е годы кто-то первым пришел в класс в капоре – знаете, были такие мохеровые разноцветные штуки на голову? – это было ужасно круто! Когда в капорах стал ходить весь класс, потом вся параллель, а потом – вся школа – это уже совсем другое.

Когда кто-то первый пришел в куртке-аляске – вот этой двухцветной, с меховым воротником – это было ужасно круто! Но потом это стало мейнстримом, и стало выглядеть скучно. Когда не было джинсов, и когда кто-то приходил в школу в джинсах, или, паче чаяния, в джинсовой юбке, это было ужасно круто, и это привлекало внимание. И с этим человеком хотелось говорить, и к нему хотелось подойти. Но потом отменили форму, и джинс стало дофига. И все стали так ходить. И к человеку в джинсовой юбке уже не хотелось подойти, потому что в нем не было ничего необычного. Не похоже ли это на то, что произошло с историями в интернете?

Вторая проблема сторителлинга

Вторая важная проблема современного сторителлинга, помимо того, что там есть один растиражированный ход, так еще и все эти истории всегда закручены вокруг автора текста.

У них есть один шаблон, по которому они написаны. Кто-то пишет мне «я справилась со своей проблемой, наладила отношения со своим телом, потом там сделала то и это, а теперь я учу вас, как это делать» — вот так почему-то выглядит сторителлинг сегодня. Но этих историй такое количество, что через какое-то время люди не то что перестанут на них реагировать, они будут реагировать на них негативно.

Я отписываюсь от людей, которые рассказывают про то, как они героически прошли какой-то путь. Я разговариваю с другими людьми, и они тоже говорят мне о том же самом: «Слушай, я не могу больше – как, только я читаю, как человек героически достиг, победил, тра-та-та, я уже внутренне жду, что мне сейчас будут что-то продавать. И я не хочу.»


Задание:

  1. Подумайте, какую историю вы могли бы рассказать о своем бизнесе?
  2. Кто будет ее героем? Что с ним произойдет? Чем все закончится?
  3. Напишите эту историю

 

Хотите стать копирайтером?

Как вы знаете, бывают копирайтеры и копирайтеры.

Кто-то воспринимает эту работу, как хобби и уверен «да что там текстами заработаешь? ну 100 долларов…» Они же, как правило, берутся за все темы подряд, сдают, когда получится и страшно обижаются, когда заказчики не принимают тексты с первого раза.

Кто-то действительно готов посвятить этой профессии свою жизнь. Они долго разговаривают с заказчиком, стараются понять его задачу и найти ей подходящее решение. Именно они неугомонно учатся, придирчиво выбирают нишу, в которой хотят развиваться и, как будто удивляясь, раз в год повышают цены. Просто потому что заказчиков больше, чем можно уместить в график. Они точно знают, с какого раза принимает текст хороший заказчик, что делать с правками и, если надо убедить клиента, не ссылаются на авторитетов.

Какой из этих образов вам симпатичнее? А к какому вы ближе на самом деле? Вы можете стать таким копирайтером, которому подражают и на которого хотят быть похожим.

Что на курсе?

  • работа с реальными заказчиками, которым нужны тексты и продвижение в соцсетях
  • возможность заработать первые деньги еще в процессе учебы
  • база знаний о том, как устроены тексты, которые приносят деньги бизнесу

Хотите разобраться в лендингах, продающих письмах и постах, которые приводят клиентов? Это к нам!

О маркетинге для копирайтеров расскажет эксперт номер 1 по партизанскому маркетингу Александр Левитас, психологические тонкости общения с заказчиками раскроет психолог и колумнист журнала «Сноб» Анна Зарембо, работать со СМИ научит журналист Алина Фаркаш.

Узнать больше == >>

Добавить комментарий