Чек-лист для вашей истории

На курсе «Найди свой стиль» мы с участниками выделили несколько факторов, которые делают истории интересными. Поговорили о сюжете, композиционных приемах, языке и даже о напряжении в тексте. Для участников курса я составила вот такой чек-лист. Пользуйтесь!

 

1. Поставьте цель: что должен понять, почувствовать или подумать слушатель

2. Решите, какой сюжет максимально поможет вам достичь цели

Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности; Обсуждение жизненных уроков, понимание, что дали препятствия; Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей — сюжет «Победа над монстром»

Рассказ о том, как важно учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей; Умение рисковать и принимать неудачи; Демонстрация того, как герой (сотрудник или компания) заслужил свой успех — сюжет «Из грязи в князи»

Рассказ о пользе открытости новому опыту; История про то, как герой стал новым человеком; Демонстрация силы дружбы — сюжет «Путешествие»

Рассказ о том, как важно придерживаться своих убеждений; Стараясь преуспеть, герой эмоционально меняется; Демонстация силы командной работы — сюжет «Квест»

Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых; Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации; Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга — сюжет «Комедия»

Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе; Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа; Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя — сюжет «Трагдеия»

Рассказ о поучительном опыте; Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких; Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему — сюжет «Перерождение»

3. Используйте при рассказе истории разные элементы мета-сюжета

Большинство метасюжетов, это вариации следующей схемы:

а). Ожидание — приглашение к приключению, и обещание того, что будет в книге.

б). Мечтания — герой или героиня первоначально в чем-то преуспевают — кажется, все идет хорошо, иногда с ощущением, будто попал в собственную мечту.

в). Крушение — первая конфронтация с настоящим врагом. Все начинает рушиться.

г). Кошмары — точка максимального напряжения, на героев обрушивается катастрофа и кажется, все надежды потеряны.

д). Разрешение — герой или героиня побеждает, и получает все плюшки.

4. Не бойтесь поменять сюжетную линию

Сделайте это один или даже несколько раз — чем больше событий вокруг героя и чем неожиданнее финал, тем лучше.

Речь шла о девушке — а в итоге оказалось, что о кошке. Герои играли в шахматы, но сами были пешками в чужой партии. Чем больше смыслов, тем интереснее читать.

5. Проверьте, что вы не забыли ни один из важных элементов истории

— место действия
— внешность героя
— характер героя
— суть конфликта
— попытки героя решить задачу
— изменения героя и/или ситуации
— разрешение конфликта

6. Проверьте язык истории

— задействованы ли эмоции и чувства
— не используете ли вы канцелярит и штампы
— есть ли в тексте метафоры, гиперболы, литоты и другие средства выразительности
— есть ли в истории место для фантазий читателя (рамка)
— правильно ли выбрана дистанция до читателя и не нарушается ли она в ходе истории
— можно ли/хочется ли пересказать эту историю другу

И в заключение, еще несколько слов о сторителлинге сегодня.  Многим кажется, что это слово обозначает какой-то магический инструмент, волшебную палочку, достав которую вы начнете рассказывать истории, как Шахерезада, а все волшебным образом соберутся и будут эти истории слушать. На самом деле, конечно, это неправда. Это так не работает.

Конечно, люди изначально заточены на истории, весь жанр письменной коммуникации вырос на историях, которые нам когда-то рассказывали.  Но работают не любые истории. В социальных сетях сегодня живет только один формат историй — путь героя.

Этот формат все бесконечно воспроизводят. При том, что в мировой литературе есть, как минимум, четыре сюжета для истории. Борхес говорит нам:  есть история возвращения героя, история поиска, история о том, как герои штурмуют и защищают укрепленный город, и история самоубийства Бога. Кристофер Брукер предлагает семь сюжетов, а Аристотель целых 36.

Но все почему-то упорно воспроизводят одну историю: «Шёл-шёл, столкнулся с трудностями, потом нашёл волшебных помощников, потом победил. И вот теперь я всем расскажу, как надо правильно побеждать, приходите ко мне на тренинг.»

Поскольку этих однотипных историй очень много, то чувствительность людей к ним притупилась. Так происходит с любым стилистическим приёмом. Когда-то было страшно популярно начинать текст с вопросов, потом это перестало работать. Потому что читатель уже на этапе подводки стал понимать, что будет дальше. Потом были посты «боль —  больше боли — решение». Их стало такое количество, что люди перестали их выносить и, соответственно, читать. И вот появилась мода на сторителлинг — давайте будем рассказывать про путь героя.

Любой из этих приёмов сам по себе прекрасен. Плох он становится в тот момент, когда  “самые отсталые слои населения облачаются в джинсы”. Помните, была мода на капоры или пуховики? Так вот, когда все начинают носить условный “капор”, его срочно пора снимать. Или хотя бы начать носить не на голове, а на попе. Так есть шанс привлечь внимание 😉

Удивительных вам историй!

Добавить комментарий